Принято Советом                                                                                                                                                 «Утверждаю»
Детского сада                                                                                                                                                     Заведующий ДОУ
Протокол №1                                                                                                                                                      приказ № 5 от 02.09.2011г.
от 22.08.2011 г                                                                                                                                                    Э.И. Поленова .
 
Программа развития
 Муниципального казённого дошкольного
образовательного учреждения
 «Калачеевский детский сад №4»
на период
2011-2014г.г.
 
 
 
 
 
 
Паспорт программы Наименование: программа развития муниципального казенного образовательного учреждения «Калачеевский детский сад №4» на 2011-2014 г.г. разработчик: Научно-методический совет МКДОУ «Калачеевский детский сад №4» Авторы: заведующий Поленова Эмма Ивановна; воспитатель Шамраева Галина Алексеева; воспитатель Шилова Елена Борисовна. Утверждена педагогическим советом № 3 от 28.08.2011 г Содержание: 1.Теоретическое обоснование программы. 2. Цель написания программы. 3. Нормативные документы. 4.Основные мероприятия по реализации программы развития. 5. Управление качеством дошкольного образования. 6. Программное обеспечение, методики. 7. Фольклор в формировании личности ребенка. 8. Поддержка способных и одаренных детей. 9. Здоровьесберегающие технологии. 10. Безопасность образовательного процесса. 11. Кадровая политика. Теоретическое обоснование программы: Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной программы направлено на формирование российской идентичности; создании условий приумножения культурных и духовных ценностей нашего народа. Ориентация на ребенка и его потребности, создание в учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности. Период дошкольного возраста имеет принципиальное значение в становлении личности человека. Именно в эти годы закладываются базовые основы личности, такие как сознание, деятельность, поведение , отношение к окружающему миру, культурные ценности. Задача ДОУ- передача детям смысла и ценности культуры, чувства любви к природе. Цель написания программы- обеспечение работы ДОУ в режиме непрерывного развития, направленной на целостное и разностороннее развитие воспитанников. Нормативные документы: Конституция РФ. Закон Российской Федерации «Об образовании» Постановление Правительства РФ №666 от 12.09. 2008г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном учреждении» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Создание программы основывалось на следующих принципах: Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребенка. При этом: Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов. Обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда. Совершенствование социально-культурной предметно-игровой развивающей среды, жизненного пространства, целью которого является обеспечение свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, заказом родителей. Совершенствование содержания и форм совместной деятельности с детьми, интеграции различных видов игр. Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателя, специалистов, родителей в воспитании детей. Дифференциация и интеграция предусматривает целостность и единство всех систем учебной деятельности. Психологическое и физическое здоровье ребенка. Формирование начал личности. Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования. Принцип вариативности модели познавательнойдеятельности, предполагает разнообразие содержания образования с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. При этом процесс познания протекает как сотрудничество. Принцип активности - предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под наблюдением взрослого. Участниками реализации Программы развития ДОУ являются воспитанники в возрасте от 1,5 до 7 лет, родители, педагоги, представители разных образовательных и социальных структур. Основные мероприятия по реализации программы развития №Концептуальные направленияНаправления развитияПериод реализациисодержание
1Управление качеством дошкольного образованияСовершенствование системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.2011-2014
2Программное обеспечение, методики.Обновление основных образовательных услуг2011-2012Внедрение технологий, методик
3Фольклор в формировании личности ребенкаНеравнодушие к своему отечеству, к своей культуре2012-2014Формиро- вание на- циональной культуры
4Поддержка спо- собных и ода- ренных детейУчастие в конкурсах, мероприятиях ДОУ, праздниках села.2011-2014
5Здоровьесбере- гающие техно- логииФормирование культуры здорового образа жизни2011-2014
6Безопасность образователь- ного процессаУкрепление материально- технической базы ДОУ2011-2014
7Кадровая политикаПовышение профессионально- го мастерства педагогов2011-2014
Целевая программа «Управление качеством дошкольного образования» Цель программы:Соответствие уровня и качества подготовки выпускников МКДОУ «Калачеевский детский сад №4» требованиям образовательных стандартов. Задачи: Организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, введение новых государственных образовательных требований (ФГТ). Целевая программа предполагает составление плана взаимодействия педагогов, родителей, медицинского персонала по внедрению ФГТ. От воспитателя требуется разработка системы планирования ( ежедневного, перспективного, в соответствии с реализуемыми образовательными программами и проектами), от заведующего- составление плана управленческой деятельности по внедрению ФГТ. В результате мониторинга достижений детьми результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования ожидаемый эффект-повышение качества образовательного процесса. Целевая программа: «Программное обеспечение, методики, технологии.» Цель: обучение педагогов на приоритет игровой, самостоятельной деятельности детей и привлечение родителей к образовательному процессу. Задачи: Использование инновационных программ и технологий в образовательной деятельности.Программа психологических занятий по предшкольному образованию (Развитие познавательных процессов). Целью данной программы является гармоничное развитие личности ребенка, направленное на совершенствование познавательной сферы дошкольников. Программа является модифицированной, образовательно-развивающей программой дошкольного образования. Курс предназначен для детей в возрасте от 5 до 6,5 лет. Занятия проводятся в групповой форме. Программа включает 24 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю. Так как ведущим видом деятельности является игра, то занятия проводятся с использованием различных игровых форм с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей. Активное участие ребенка в группе способствует развитию таких личностных качеств как самоконтроль, умение оценивать результаты собственной деятельности, аккуратность и т.д. Особое внимание уделяется адаптации каждого ребенка в начале обучения, когда детям предлагаются упражнения. Способствующие снятию эмоционального напряжения, способствующие созданию благоприятного психологического климата, развитию коммуникативных навыков, а также помогающие им лучше познакомиться друг с другом. Большое значение придается развитию мелкой моторики рук, так как плохо развитая моторика руки вызывает проблемы при формировании графических навыков. Именно поэтому данная программа содержит различные упражнения по развитию моторики. В занятия по развитию познавательных процессов включено и рисование. Такая деятельность способствует лучшему усвоению изучаемого материала, развивает память через формирование зрительно-кинетических связей; развитие нервных центров, отвечающих за работу руки, способствует более скорому созреванию других нейропсихологических структур. Также рисование способствует развитию воображения, творческих способностей и помогает ребенку не вербально выразить свою индивидуальность. В процессе обучения по данной программе у детей оптимально развиваются различные психологические структуры, что в дальнейшем помогает детям легче адаптироваться к школе, успешно учиться. Цель: создать условия для творческого развития познавательной сферы ребенка-дошкольника. Задачи: 1)развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление, восприятие); 2)формирование учебной мотивации и коммуникативных навыков взаимодействия в группе; 3) развитие мелкой моторики рук; 4) помощь ребенку в адаптации к учебному процессу. Развивающие игры. Сущность творчества - в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к деятельности, в том, что называют чувством природы, а математики называют математическим чутьем. Для этого нужна новая игра. Такими играми нового типа и являются развивающие игры, которые при всем своем многообразии объединены под общим названием не случайно: они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Развивающие игры - игры творческие. Цели программы: -формировать способности к запоминанию, воспроизведению и узнаванию, способности к длительной концентрации внимания; умения решать логические задачи; -формировать способность к самостоятельному поиску решения задач и созданию оригинальных образов; -создавать условия для опережающего развития способностей дошкольников; -развивать творческие способности детей дошкольного возраста; -вооружать родителей основами руководства развивающей игрой- сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решение, не делать за него то, что он может и должен сделать сам; -формировать уверенность в себе, способствовать социальной адаптации. Задачи программы: создание условий для гармоничного развития ребенка, направленного на совершенствование познавательной сферы. Целевая программа: «Фольклор в формировании личности ребенка» Цель: Формирование личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками, песенками, обычаями, предметами русского быта. Задачи: Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям с помощью устного народного творчества; развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине; активизация деятельности родителей в применении устного народного творчества в воспитании личности. Содержание программы построено в соответствии с ФГТ. В программу вошли следующие виды фольклора: Пестушки-песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки- игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Заклички- обращения к явлениям природы. Приговорки-обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки- коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки и чистоговорки- незаметно обучающие детей чистой и правильной речи. Дразнилки-веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка. Прибаутки, шутки, перевертыши- забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз. Содержание программы носит познавательно-развивающий, воспитательный характер. В процессе обучения используются игровые упражнения, дидактические игры, словесные игры, народные подвижные игры, заучивание малых фольклорных форм, творческое рассказывание, игры- инсценировки, обучение правильному произношению, наблюдения. В ходе решения задач программы целенаправленно создаются условия,обеспечивающие общение между детьми, удовлетворении в потребности в признании, формировании личности ребенка. Используются следующие формы работы. _игры-соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц; –работа над смыслом пословиц и поговорок, зарисовки к ним. Совместное обсуждение смысла пословицы; –игры-забавы с использованием фольклора;–малые формы фольклора в театрализованной деятельности( игры-драматизации, концерты, праздники) ; -концерт для малышей с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок); -игра-драматизация или кукольный театр; -народные игры; -загадывание загадок; -организация выставок- рисунков, поделок; -посещение городского музея, библиотеки, театральных представлений. Театрализованная игра. Театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия партнеров. По своей природе театральное искусство близко к детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского общения и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Театрально – сценическое творчество воздействует на память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление ребенка. Оно помогает развить логику, владеть своим телом, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся надежды и мечты. Цели программы: -формировать представления о многообразии средств выразительности для воплощения игрового образа, помочь детям прикоснуться к основам театрального искусства; -формировать театральные умения и навыки; -развивать сознательное отношение к сценическому искусству; -развивать художественный вкус, творческие способности, расширять кругозор, любознательность, эмоциональную отзывчивость; -стимулировать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать в коллективе; -учить использовать средства выразительности для создания образов: речь, мимика, пластика, жесты; Задачи программы: Создание условий для развития сценического творчества у детей дошкольного возраста. Поддержка способных и одаренных детей Цель: выявлять одаренных детей, оказывать им всяческую поддержку, развивать способность чувствовать, творить .Задачи: активизация мышления, познавательных процессов, снятие зажатости, психологическая адаптация ребенка в окружающем мире. Театр- одна из наиболее ярких, эмоционально-насыщенных форм освоения действительности. Сама природа ребенка дошкольного возраста дает возможность развернуть театр как уникальную развивающую модель. Театр в детском саду позволяет учить ребенка видеть все прекрасное в культуре общения, зарождает стремление в нем самом нести в жизньсвет. Поэтому для решения задач развития эстетических способностей, театрального искусства, заключающегося в том, чтобы гармонизировать ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы единению социальных и межличностных противостояний. Здоровьесберегающие технологии. Цель: формирование здоровьесберегающего пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу «не навреди». Задачи: воспитательные, обучающие, оздоровительные. Среди непосредственно оздоровительных мероприятий выделяются те, которые способны обеспечить профилактику и коррекцию нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата. Всю структуру комплекса оздоровительных мероприятий движения представить следующим образом: непосредственно при проведении обучающих занятий- физкультминутки, комплекс упражнений для глаз, точечный массаж, упражнения для профилактики сколиоза; вне занятий- динамические паузы, гимнастика до занятий, проведение Дней здоровья. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, повышает общий тонус, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сфер.Кадровая политика. Цель: создание в детском саду системы образования, реализующего право на качественное и доступное образование путем совершенствования уровня профессиональной подготовки педагогов. Задачи: повышение квалификации и расширение профессиональной ориентации педагогов, дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий, а также реализации опыта.